Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
любит, есть она и есть люди вокруг. Это очень характерная
ситуация, которая выражает внутреннюю собранность, возникающую в тот миг, когда
мы приобретаем центр тяжести: все остальное не исчезает, но устанавливается
иерархически в совершенно новом положении.
В той же сердечной области чувств есть фактор устойчивости и мира,
называемый словом, которое покрывает, может быть, больше, чем следует,
это— верность. Верность в дружбе, супружеская верность, верность
обязательствам, монашеским обетам— положение, при котором раз обдуманный,
добровольный, осознанный и ответственный шаг больше не ставится под вопрос, он—
основа и исходная точка, а не одна из многих точек, которые в дальнейшем могут
быть смещены.
В первой молитве православной службы венчания мы молимся, чтобы Бог дал
жениху и невесте прочную, крепкую, непоколебимую веру. Если поместить эту
молитву в контекст других отрывков этой службы, ясно видно, что эта вера
относится не только к Богу, есть еще другой предмет веры. Разумеется, она
относится к Богу: мы просим, чтобы супруги установились в вере, которая
позволит их союзу быть по образу союза Христа и Церкви. Но мы также просим и
следующего: чтобы у них была та взаимная вера, которая позволит им быть
уверенными в невидимом. В следующей молитве упоминаются Исаак и Ревекка. Эти
два имени нам предлагаются потому, что Исаак и Ревекка по отношению друг ко другу
были женихом и невестой, избранными Богом, данными один другому Богом и
открытыми один другому Богом (Быт24). И во всяком чуде взаимной любви
есть этот момент откровения. Выбор жениха невестой и невесты женихом не
совершается на логических основаниях: это не подведение итогов, а обнаружение личности.
Это обнаружение может быть мгновенным или постепенным, но всегда оно нас
ставит перед видением другого человека таким, каким его еще никто не видел: это
видение другого в славе, видение того, что в другом принадлежит
вечности, подлинности. Тут начинается отношение взаимной любви. Но это видение