Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
относится не только к Богу, есть еще другой предмет веры. Разумеется, она
относится к Богу: мы просим, чтобы супруги установились в вере, которая
позволит их союзу быть по образу союза Христа и Церкви. Но мы также просим и
следующего: чтобы у них была та взаимная вера, которая позволит им быть
уверенными в невидимом. В следующей молитве упоминаются Исаак и Ревекка. Эти
два имени нам предлагаются потому, что Исаак и Ревекка по отношению друг ко другу
были женихом и невестой, избранными Богом, данными один другому Богом и
открытыми один другому Богом (Быт24). И во всяком чуде взаимной любви
есть этот момент откровения. Выбор жениха невестой и невесты женихом не
совершается на логических основаниях: это не подведение итогов, а обнаружение личности.
Это обнаружение может быть мгновенным или постепенным, но всегда оно нас
ставит перед видением другого человека таким, каким его еще никто не видел: это
видение другого в славе, видение того, что в другом принадлежит
вечности, подлинности. Тут начинается отношение взаимной любви. Но это видение
не остается постоянным, это видение гаснет. И тогда вступает вера, уверенность,
что то, что было увидено, схвачено, «учуяно»— истинно, хотя и стало
невидимым. И верность, родившаяся из веры (верность и вера—
слова одного корня), верность, основанная на вере, является элементом
устойчивости.
Эта верность необходима в любом ответственном решении, в любом положении,
какое мы создаем, потому что в какой-то момент мы увидели больше, чем способны
видеть постоянно. Видение гаснет, уверенность остается. И эта уверенность лежит
в основе всей жизни, целой жизни. Из-за того, что мы не способны совершить акт
доверия, из-за того, что не умеем быть верными этому первичному видению и занятой
позиции, мы не способны хранить внутреннюю устойчивость и наш внутренний мир постоянно
будет под угрозой, будет постоянно ставиться под вопрос при каждой
возникающей проблеме.
Если хотите точнее понять драматическую связь, существующую между очевидностью