Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
дышим, свет, который мы видим, чувства, связывающие нас с окружающим миром,
сердце, соединяющее нас с тем, что нас окружает,— да все: друзья, родные,
предметы и люди— мы не можем ни вызвать их к бытию, ни удержать их, когда
они от нас ускользают. Если подумать об этом серьезно, мы абсолютно нищи,
потому что не только у нас ничего нет, мы и сами— ничто вне
дара Божия и дара, который нам делают другие,— дара своей милости, своей
любви. Но если бы нищета духовная состояла только в этом, она не привела бы нас
к блаженству, она привела бы нас, вероятно, в состояние отчаяния, потому что мы
чувствовали бы себя лишенными существования и бытия. Чудесным образом это
положение приобретает качество блаженства благодаря тому, что все, чего у нас нет—
на самом деле есть у нас, все, чем мы не обладаем— у нас ведь есть.
Мы живем, мы существуем, мы движемся, у нас есть тело, у нас есть сердце и
разум, у нас есть окружение, у нас есть человеческие отношения, и все это
просто означает, что мы любимы. И это нас и приводит к блаженству. Не
подлинная и абсолютная нищета сама по себе, а тот факт, что она уравновешена,
если можно так сказать, она заменена, смещена, она заполнена действием
Божественной любви, в результате чего оказывается, что отсутствие
обладания— самая большая драгоценность в мире, потому что не обладать и в
то же время иметь все, что у нас есть, означает, что мы любимы и что мы
обладаем Любовью. В этом чудо, которое делает для нас возможным войти в Царство
Божие. Так вот эта-то нищета нас освобождает со всех точек зрения, она делает
нас свободными.
Я собирался сказать еще многое, но и так говорил слишком долго. Я хотел
рассмотреть некоторые другие моменты, которые слишком пространны, чтобы
вместить их в оставшиеся несколько минут. Я хотел говорить о неустойчивости,
происходящей от состояний совести, я хотел говорить о поисках невозможного,
когда голод по Богу, плохо понятый, воспринятый, истолкованный, простирается на
тварное и создает невозможные положения, положения отчаяния и внутренней