Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

воспитание старается с самого раннего возраста человека привлечь его внимание

на этот общий уровень, который— лишь производное человеческой

деятельности, и заставить забыть два крайних, божественных измерения: мудрое

видение всего в Боге и бесконечную простоту мира богатого, но простого, который

не зависит целиком от нас.

Если вопрос предполагал: легко ли это сделать сегодня?— ответ будет:

нет, нелегко, потому что мы научились— и учим людей— закрывать

глаза на многие реальности, а потом удивляемся, что люди их не видят.

Что такое духовная жизнь

Что такое духовная жизнь121

То, что я хочу сказать, некоторые из вас, несомненно, от меня и от других

слышали. Дело в том, что мы все стремимся к духовной жизни и— ищем ее не

в том и не там, где надо. Мы часто думаем, что духовная жизнь заключается в

различных переживаниях, которые у нас по временам бывают и которые связаны с молитвой,

богослужением, с красотой пения, с красотой икон, со всем строем нашей

православной христианской жизни. И стремясь к переживаниям, стараясь достичь

какой-то возвышенности мысли, живости чувств, мы проходим мимо того, что

является настоящим, подлинным содержанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не

заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родиться

и из других источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас

Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой

Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть

похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим.

В одном из своих писем святитель Феофан Затворник, говоря о том, с каким

настроением надо приступать к молитве, указывает три основных условия: молиться

надо со всем вниманием, на которое мы способны, со всем усилием, всей

устойчивостью, всей крепостью нашего ума; молиться надо со всем благоговением,

которое доступно нашей, порой очень небольшой, чуткости, сознавая, что мы стали