Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
богослужением, с красотой пения, с красотой икон, со всем строем нашей
православной христианской жизни. И стремясь к переживаниям, стараясь достичь
какой-то возвышенности мысли, живости чувств, мы проходим мимо того, что
является настоящим, подлинным содержанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не
заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родиться
и из других источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас
Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой
Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть
похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим.
В одном из своих писем святитель Феофан Затворник, говоря о том, с каким
настроением надо приступать к молитве, указывает три основных условия: молиться
надо со всем вниманием, на которое мы способны, со всем усилием, всей
устойчивостью, всей крепостью нашего ума; молиться надо со всем благоговением,
которое доступно нашей, порой очень небольшой, чуткости, сознавая, что мы стали
перед Богом, что мы предстоим Ему и что наша молитва, наше поклонение должно
быть трепетно и любовно, благоговейно и смиренно; и, наконец,— третье
условие, которое именно побуждает меня упомянуть об этих советах святителя
Феофана: мы должны молиться не с тем, чтобы нам было дано то, к чему мы
стремимся, о чем мечтаем, а с тем, чтобы в нас совершена была воля Божия
беспрепятственно, какова бы она ни была. В молитве нет места исканию тех или
других чувств или мыслей, потому что искать мы можем только то, о чем мы уже
имеем представление, тогда как мы должны быть открытыми ко всему, что совершит
в нас Господь, ко всему, что Он нам даст,— и нередко в нас исполняется
слово, когда-то при море Тивериадском сказанное Спасителем Христом апостолу
Петру: придет время, когда иной тебя препояшет и поведет, куда ты не хочешь (Ин21:18).
Поэтому духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем
имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена. И если мы хотим
говорить о духовной жизни, первым делом нам следует остановиться на том, что мы