Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

телом и вместе с тем радоваться духом (как— мы и постичь не можем,

потому что страдание было реальное, ужасное, острое, а вместе с этим были

реальны и покой, и молитва, и радость о Господе).

Но Дух Святой есть также Тот, Кто дает нам крепость; крепость, силу—

но силу не земную и не для земных вещей, хотя эта сила движет всем тварным и

всем земным. Святым, мученикам дана была крепость, которую никакая сила воли,

никакое напряжение человеческих сил, никакие переживания не могут дать. Иным

святым давалась мудрость, иным— прозрение в пути Божии и умение их

воплотить в жизнь, давались с такой крепостью и таким смирением, потому что

крепость Божия и смирение человеческое нераздельно связаны. Смирение нам

представляется почти всегда как самоуничижение, как состояние, в котором мы

находимся, когда о себе говорим дурное, зная, однако, что это не так. На самом

деле смирение— состояние человека, когда он до конца про себя забыл и

отдал себя в руку Божию. Западные слова, переводимые как «смирение», происходят

от латинского корня humus, означающего плодотворную землю125. Смиренный человек подобен плодотворной

почве. О почве никто не вспоминает: по ней ходят, и она безмолвствует, на землю

бросают все— и семя, которое принесет плод, и все ненужное— и она

не оскверняется, а приносит плод. И она лежит перед лицом неба и под ногами

людей, безмолвная, отданная, открытая и плодотворная. Сила Божия совершается

именно в таком смирении, о таком смирении, я думаю, говорит и апостол Павел,

когда, взмолившись, чтобы Господь его освободил от того, что лишало его

крепости и силы, услышал голос Христов: Довольно тебе Моей благодати; сила

Моя совершается в немощи (2Кор12:9). И, вдруг поняв это,

апостол восклицает: да, и отныне я буду радоваться только в немощи моей, чтобы

во всем была только сила Господня!

Но это не немощь бессилия, это не немощь лени, расслабленности— это

другая немощь; ее, может быть, можно уловить на нескольких образах. Когда

ребенка начинают учить писать, мать вкладывает в его руку карандаш, берет его