Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

жизнь можем прожить вне Бога: потому что вечная жизнь не заключается в

бесконечно длящейся жизни после смерти, а в приобщенности к Божией вечности, к

Божией жизни. И это должно начаться сейчас. На радикальном языке, который он

постоянно употребляет, Симеон Новый Богослов сказал очень страшную вещь: если

кто на земле не познал Воскресения, тот и в вечности его не познает. Конечно,

Воскресения, в полном смысле слова, во всей реальности, никто не познает до

своей смерти и до славного воскресения всех, но ожить душой, в какой-то мере

приобщиться к неумирающей жизни вечности— всякий христианин может и на

самом деле в какой-то мере уже приобщается этому.

И вот, если мы будем искать духовной жизни, то мы должны стать тоже и перед

лицом смерти; пока мы смерти боимся, пока мы надеемся отстранить, отодвинуть

как можно дальше момент нашего умирания, мы не можем приобщиться словам

апостола Павла, мы не можем сказать вместе с Церковью и со Святым Духом: Гряди,

Господи Иисусе, и гряди скоро! (Откр22:17, 20). И этим мы можем

измерить наше несоответствие званию верующего в Господа Иисуса Христа. Когда

отцы Церкви говорят: «Имей память смертную»— они не говорят «бойся

смерти», они не говорят «живи под постоянной угрозой смерти»— они

говорят: только если ты будешь помнить, что в любой момент может настать

смерть, только тогда жизнь получит всю свою глубину, всю рельефность, всю

красочность, только тогда каждое мгновение станет решительным и решающим.

Последнее слово, последнее действие может быть как бы итогом всей жизни. Как

бы мы жили глубоко, стройно, трезво, благоговейно, ответственно, любовно, если

бы жили в сознании, что смерть за плечами, но без страха: ожидая ее открытым,

тоскующим по ней сердцем, ожидая ее, как юноша ожидает свою невесту. Ожидая

ее— но пока она не пришла, вырастая в ту меру, в которой смерть нас

должна застать, чтобы перед нами распахнулись врата вечной жизни, сознавая, что

мы в эту жизнь войдем только вратами смерти и тогда раскроется перед нами

вечность, которая есть Сам Господь, сознавая, что мы встаем перед лицом