Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

отдачей Богу обеспечу свое здоровье». Можно сказать: «В руки Твои, Господи,

предаю дух мой»— и быть готовым к тому, что ты будешь и дальше болеть и

умрешь. Но если речь идет об исцелении— а порой надо бороться за

здоровье и за силы, потому что у тебя задача, которую Бог тебе дал,— в

таком случае надо обратиться и к врачу, но не оставляя в стороне и духовное

исцеление. То есть, стоя перед Богом, знать, что, останешься ли ты жив, будешь

ли ты здоров или нет, в конечном итоге— в Его руке и что ты хочешь только

одного: «Да будет воля Твоя, а не моя, Господи».

Владыка, уже давно в медицине установилась практика пересадки органов.

Как относится к этому Православная Церковь, вообще христианство?

Православной Церковью не было сделано никаких авторитетных высказываний. Но

я думаю, что вопрос стоит так: должен ли, имеет ли право врач применять любой

способ лечения, чтобы спасти жизнь человека и ему помочь остаться живым? Это

первое и основное. Если мы принимаем, что роль врача именно в том заключается,

чтобы сохранить, уберечь жизнь или, сколько возможно, вернуть человеку

здоровье, то пересадка органов— частный случай. Может быть, сейчас он

ставит очень много вопросов, потому что это новое явление. Но было время,

например, когда не давали анестезии при родах на каком-то принципиальном

основании, а теперь никто на это основание никакого внимания не обращает.

Я не думаю, что могут быть какие бы то ни было всецерковные запреты. Но

могут быть возражения и богословов, и просто благочестивых людей: можно ли

нарушить целостность человеческого организма? Причем организма не только

телесного, а организма всего человеческого существа— тела, души и духа.

Ведь они составляют одно целое. Дух и душа влияют на тело: тело является

проводником очень многого, что доходит до души человека. Можно вспомнить,

например, слова апостола Павла: вера от слышания (Рим10:17). Не

будь слышания, ты никогда не узнаешь, что проповедник или верующий тебе хочет

передать.