Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

ребенок, который заведомо будет всю жизнь страдать физически или

психически. Они идут на это потому только, что «хотят иметь ребенка». Это мне

кажется чисто эгоистическим подходом, такие матери о ребенке не думают.

Они думают о своем материнстве, о том, как они изольют на этого ребенка

всю свою ласку и любовь. Но многие из таких матерей не знают, способны ли они

ласку и любовь проявить к ребенку, который у них вызывает физическое

отвращение, ужас.

Тем не менее урод тоже является человеком, а есть правило, что человека

нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?

Честно говоря, не знаю, как к нему подойти. Я думаю, есть случаи, когда

лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться страшно изуродованным

психически или физически. Когда думаешь: вот, родился ребенок… Пока он еще

малюсенький, это еле заметно, но этот человек вырастет, ему будет двадцать лет,

и тридцать, и еще столько лет, и в течение всей жизни ничего, кроме физической

или психической муки, не будет. Имеем ли мы право присуждать человека на

десятилетия психического и физического страдания потому только, что хотим,

чтобы этот ребенок родился и был моим сыном, моей дочерью?

Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, думаю, тут есть

очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом

порядке. Я видел таких детей, которые рождались и были искалечены на всю жизнь,

видел, что совершалось в результате с психикой матери, отца и их

взаимными отношениями.

А иногда бывает чисто безнравственный подход. Например, недавно я читал о

том, как чета, в которой мать передавала гемофилию, настаивала, чтобы у них

рождались дети, хотя знала, что они будут погибать, но— «мы хотим детей».

В данном случае, конечно, выход был бы не в аборте, а либо в воздержании, либо

в противозачаточных средствах— законных и не представляющих собой

никакого уродства.

С какой точки зрения ты говоришь такие вещи, Владыка: это жалость к

человеку, или можно сказать, что это подлинно христианский подход?

Ты мне ставишь очень трудный вопрос— в том смысле, что я не могу

сказать, что я зрелый и совершенный христианин, который может ответить как бы

от имени Христова. Могу только сказать, на основании очень теперь длинной

жизни, что речь идет не о том, чтобы пересматривать существующие церковные

правила, но надо задуматься, при каких условиях они были провозглашены, что