Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

обратить внимание на другой метод созерцания, другой подход, который есть на

Западе, но пришедший туда якобы с Востока, который отказывается от жалости. Такой

«буддистский» подход, который даже не подкрашен под буддизм; он называется

«трансцендентальная медитация»— созерцание, когда человек ищет

успокоения, но эгоистично ищет. Я думаю, надо отграничить этот подход от

христианского подхода. Когда человек начинает такой созерцательный подвиг ради

собственного успокоения, то, что он найдет, будет просто какая-то пустота, в

конце концов, опасная и для него, и для окружающих, он будет какой-то мертвец

красивый, если у него на самом деле что-нибудь выйдет. А в крайнем случае может

оказаться опустевший дом, в который в конце концов дьявольские силы войдут

(Мф12:43—45). Может быть, стоит что-нибудь сказать о таком нехристианском

подходе?

Можно в связи с этим спросить: насколько велико на Западе увлечение

восточными религиями? В чем его причина, и как велика, на ваш взгляд, эта

опасность?

На Западе сейчас очень большое увлечение восточными религиями. Это

происходит, мне кажется, по двум причинам. Во-первых, потому что западные

вероисповедания сейчас в потрясающем кризисе: кризисе веры, богослужения и

нравственности. И человеку часто не удается найти опору для жизни в одной из

Западных Церквей. Отрицание Воплощения, отрицание Божества Иисуса Христа, Его

Воскресения, отрицание реальности таинств так распространилось— не только

у англичан и протестантов, но и в Католической Церкви,— что многие просто

уходят оттуда: во что же верить и чем жить? Богослужение беднеет, потому что,

как правило, богослужение оформляется верой и выражает веру, и когда вера

делается тусклой или в ней нет уже живительной силы, то богослужение становится

проформой, делается полуконцертом, вместо того чтобы стать моментом

созерцательного поклонения Богу.

Другая причина в том, что «восточные», будь то буддисты, или индуисты, или