Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
вас попрошу выйти вон!»— и он ее исключил из семинара. Третий пример: у
нас приход в северной Голландии, в городе Гронингене. На наше богослужение
ходил местный католический епископ. Я его спросил как-то: «Почему вы ходите? Мы
вам только рады, но почему вам хочется молиться с нами?» Он ответил: «Потому
что мне необходимо побывать среди верующих». Я говорю: «А мало ли у вас своих
католиков?» —«Знаете, половина моего духовенства больше не верит в
Воскресение и в Божество Иисуса Христа. Остается образ Христа как человека
бесподобного, который нам показывает, каким должен быть человек; Богочеловека
нет».
Я вам дал, конечно, очень крайние примеры, но такие взгляды сейчас очень
распространены. Скажем, я четыре года не могу выступить на Би-би-си
по-английски, потому что они не согласны на проповедь такой веры, какую я бы
проповедовал. Я говорил о Божестве Христа, и мне сказали: «Простите, вы
принадлежите к другому столетию!»— и с тех пор больше не приглашают. Я
знаю некоторых епископов Англиканской Церкви, которым туда ход заказан, потому
что они веруют,— просто в Евангелие веруют. Так что кризис действительно
очень серьезный, и в результате голод по православию на Западе вообще, и в
частности— в Англии, которую я просто больше знаю, очень значительный. К
нам обращаются люди всех вероисповеданий для того, чтобы мы поддержали в них
веру; не обязательно, чтобы мы приняли их в православие, а просто: «Поддержите
нас, потому что мы погибаем, мы тонем в безверии нашей Церкви». Это очень
трагично.
Мы не принимаем людей легко. Переметнуться в другую Церковь, потому что вам
перестало быть вмоготу жить в своей, недостаточно; надо становиться
православным по положительным причинам, а не по отрицательным. Я помню собрание
пятидесяти священников в Шотландии, которые в присутствии их епископа мне
сказали, что, если Англиканская Церковь зайдет еще дальше, они будут просить о
соединении с Православной Церковью. Я им ответил: «Я вас не приму, потому что