Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
полнота Божества и которое покоится в Боге; когда мы думаем об этом обществе,
которое содержит Бога и человека в их становлении Царства и Тела, то мы видим,
что оба аспекта, о которых я говорил, касаются Церкви, но по-разному. Потеря
чувства Бога, острое восприятие мира являются— или должны являться—
предметом заботы Церкви. Потеря или отсутствие чувства Бога чуждо Церкви, когда
мы говорим о ней с большой буквы, когда мы думаем о ней как о том теле, которое
я только что описал. Но оно присуще многим членам Церкви; это связано с тем,
что все мы в становлении. Это также неотделимо от того факта, что процесс
нашего становления— не гладкое, ровное восхождение от земли к небу, от
состояния тварности к причастности Божескому естеству (2Пет1:4).
Это колебательное движение то вверх, то вниз; в нем присутствует грех—
как отрицание Бога, как отвержение Бога, но также и неведение Бога, потому что,
если бы мы лучше знали Бога, мы могли бы любить Его всем сердцем, как в
отношениях человеческой любви мы любим единственную любовь своей жизни. Тогда
мы могли бы намного лучше упорядочить свою жизнь в соответствии с тем путем,
который Христос предлагает нам.
Церковь укоренена в вере, родившейся из опыта, основана на уверенности в
вещах невидимых (Евр11:1), которые, однако, для Церкви— и тут я
говорю о каждом ее члене, если он живой ее член, а не мертвый,— должны
быть центральны. Мы должны понять, что вера— не просто доверчивость, что
вера сильна не тем, что мы унаследовали нечто переданное нам. Когда вера живая,
когда она полна смысла и значения для того, кто провозглашает, что обладает ею,
вера коренится в личном откровении и знании. Святой Макарий Египетский в одном
из своих сочинений говорит, что, когда мы встречаем Бога лицом к лицу, эта
встреча происходит за пределом слов, мыслей и эмоций, в состоянии
богосозерцания, которое не дает нам ни следить за собой, ни осознать умственно
или эмоционально, что происходит с нами. Но когда опыт начинает тускнеть, он
оставляет после себя уверенность, что он случился; и хотя само видение уже