Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

когда она полна смысла и значения для того, кто провозглашает, что обладает ею,

вера коренится в личном откровении и знании. Святой Макарий Египетский в одном

из своих сочинений говорит, что, когда мы встречаем Бога лицом к лицу, эта

встреча происходит за пределом слов, мыслей и эмоций, в состоянии

богосозерцания, которое не дает нам ни следить за собой, ни осознать умственно

или эмоционально, что происходит с нами. Но когда опыт начинает тускнеть, он

оставляет после себя уверенность, что он случился; и хотя само видение уже

исчезло, стало невидимо, с нами остается уверенность; вот в этот момент

превосходящий нас непосредственный опыт становится верой. Разумеется, пример,

который приводит преподобный Макарий, очень разителен; с нами случается то же

самое, но в меньшем масштабе. Вы наверно помните то место из Послания к

Коринфянам, где говорится, что мы можем видеть свет славы Божией в лике Христа

(2Кор4:6). Вот где корень уверенности Церкви и вот почему Церковь

может свидетельствовать без колебаний, в спокойной убежденности, что то, чего

некоторые не видят, реально, более реально, чем видимый мир вокруг нас. Потеря

чувства Бога несовместима с нашей принадлежностью к Церкви. Наше свидетельство

должно быть об этом: нам следует говорить не о недоумениях, а о нашей собственной

уверенности.

У нас должно быть и чуткое понимание мира, в котором мы живем, но не такое,

когда мир понимается в терминах Священного Писания— в сопоставлении, в

контрасте с Царством. Мы видим этот мир нематериальным, инертным, непрозрачным

и мертвым. Согласно Писанию и опыту всех верующих, мы знаем, что в этом мире

присутствует Бог, не просто заполняя пустоты между тяжелыми, непрозрачными

предметами, но исполняя все Собою. Для неверующего мы окружены предметами,

которые имеют плотность, и цвет, и четкие границы. Для верующего эти предметы

имеют не только плотность и очертания, у них есть и глубина. Мир, как его видит

неверующий, имеет только объем и толщину, в нем нет глубины, потому что, если

мы пытаемся проникнуть в предмет, мы попадаем внутрь, а потом выходим с другой