Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

душе, что они всю жизнь сумели построить на нем.

Мы слышим Евангелие из недели в неделю, читаем Евангелие изо дня в день,

участвуем в богослужениях, восхищаемся святыми, прославляем их, изумляемся

подвигу современных нам мучеников, но это очень мало меняет нашу жизнь. Мы

рукоплещем святым, как будто они проходят на сцене истории перед нами, а

мы— зрители, но мы не воспринимаем от них вызов, которым является их

жизнь, а жизнь святого— вызов нам. В древности про Ноя говорили, что он

был и осуждением, и спасением рода человеческого своего времени. И действительно:

тем, что он сумел быть верующим, чистым человеком среди людей, потерявших

совесть и веру, он был осуждением для окружающих, потому что доказывал всем

своим обликом, всей своей жизнью, всем своим существом, что то, что они считали

невозможным и поэтому отвергали,— возможно. А вместе с этим он оказался

спасением для человеческого рода, потому что, не будь его и его праведной

семьи, человеческий род погиб бы до последнего человека. То же отцы Церкви

говорили о Спасителе Христе: Он является осуждением, потому что показал нам,

чем человек призван быть и чем может быть с помощью благодати Божией; и

вместе с этим Он является нашим спасением.

Вглядимся в эти две жизни, о которых я хочу вам сказать, о которых многие

уже слышали от меня, но о которых всегда стоит задуматься вновь и вновь. Те из

вас, кто слышал уже, не закрывайте своего слуха, разума и сердца, не говорите в

течение всей этой беседы: все это я уже слышал, это не ново. Вопрос не в том,

чтобы это было ново, вопрос в том, чтобы это встало пред лицом совести каждого

из нас и чтобы наша совесть была принуждена ответить да или нет на

тот вызов, который бросает нам жизнь подвижника.

Первый, о ком я хочу сказать, это очень юный русский князь конца

XIIвека, Михаил Муромский. Его отец был христианин, вся семья не только

крестилась, но крепко, всерьез уверовала в Евангелие и во Христа. Правил его

отец Муромской областью, окружена она была целым морем еще не уверовавших и не