Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
этот порыв восхищения, ужаса, любви их примирил.
Часто ставится вопрос, каким образом смерть Христа, то есть новое и еще
более страшное человеческое преступление, могла примирить Бога с человеком. На
примере Михаила Муромского мы видим, как это может случиться. Примиряется не
всякий, примиряется тот, кто сумел отозваться душой; и тот, кто отзовется,
может найти мир, и очищение, и новую жизнь. Нам не дано совершать таких подвигов
крови, смерти, но нам даются подвиги малые. Когда мы говорим об умирании, мы не
обязательно должны думать о том умирании окончательной смертью, которое это
слово напоминает нам. Умирание бывает разное: умирание начинается в тот момент,
когда человек перестает все внимание обращать на себя, отворачивает взор от
себя самого, вглядывается в другого человека, или в жизнь, или в людей,
постепенно чувствует, что между жизнью и им стоит тонкая преграда— он
сам, и эту преграду хочет устранить, и каждый раз, когда мысль о себе самом
возвращается к нему, может сказать этому привидению себя самого: отойди от
меня! Долой с моего пути— ты закрываешь мне мир, людей, жизнь, ты
суживаешь все, ты лишаешь меня возможности и способности любить! Умирание
начинается в момент, когда человек, по слову Спасителя, отрекается от себя, а
это мы можем делать на разном уровне изо дня в день, все время, просто, а
порой— героически. Иногда просто, потому что бывает радостью забыть про
себя для любимого человека или ради чего-то, что нам кажется таким великим,
таким святым, светлым, а иногда это требует суровой, волевой решимости. Иногда
это я, которое стоит между правдой и мной, еле заметно, а иногда это я
стоит, как стена, иногда можно рукой его отстранить, а иногда приходится пробиваться,
как через стену. Но так или сяк, умирание начинается с этого; и умирание этого
сосредоточенного на себе я в каком-то смысле завершается в любви, когда
человек, Бог, люди, благородная идея, идеал становятся для нас важнее нашего
благополучия, нашего счастья, нашей жизни.
И каждый из нас может задуматься и поставить перед собой вопрос: как я живу?