Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. Но они знают,

что такая жизнь расцвела бы за многие годы— употребляя евангельский

образ— в дерево, в ветвях которого может приютиться множество птиц

(Мф13:32), расцвела бы в красоту, в смысл и принесла бы богатые плоды. И

вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу

быть плодом ее жизни.

Этот рассказ, как мне кажется, может захватить каждого из нас; я два или три

раза его приводил в проповедях в России и видел, как люди, которые прошли через

ужас первой войны, и революции, и русской смуты, и второй войны, на это

отзывались. Мы отзываемся слабо: мы восхищаемся, дивимся— и только. А

вместе с тем это была простая провинциалка средней России, ничем не

замечательная, кроме того, что это была женщина с сердцем, женщина, в которой

сострадание было сильнее всякой любви к себе, женщина, которая могла о себе

забыть— подвижнически, трудно, несомненно в борении— для того,

чтобы другие могли жить, и не только физической жизнью, а просто жить.

Вот второй пример, героический, величайший, как мне кажется, пример, о котором

нам стоит задуматься. Его воспроизводить нам невозможно— и слава Богу, но

научиться от него понимать то, что случилось в Евангелии, мы можем; нам Наталья

понятна, она— дочь XXвека, она дочь нашей родной земли. Она

пережила ту трагедию, которую мы все пережили прямо или косвенно и отголоски

которой в нас живут. Но в том, что я вам рассказывал, я старался провести,

установить связь между ней и Евангелием, между Петром и другими учениками,

Иоанном Крестителем и Спасителем Христом. Попробуйте, как и я стараюсь, из того

чувства живого, прямого, доступного, которое вызывает мысль о Наталье,—

попробуйте оживить в себе рассказ о Христе, об Иоанне Крестителе, о спящих

учениках, о Петре, отказывающемся от своего Учителя и плачущем. Попробуйте

связать жизнь с тем, что только и может ей придать жизненную силу и качество

жизни: с Евангелием, со Христом, с Богом.