Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

том, что созерцание это открывает и того, и другого, обоих, к состоянию, когда

они могут на самой глубине своей слиться в единство, могут за пределами всяких

слов друг друга понимать и чувствовать. Мы все это знаем на опыте, но так легко

забываем.

Кто из нас не сидел с дорогим ему человеком— матерью, женой, мужем,

другом— в вечерний час, когда спускались сумерки, когда все затихало

вокруг. Вначале идет разговор, потом он замирает, но остается какая-то тишина,

оба прислушиваются к звукам: потрескиванию дров в камине, тиканью часов, внешним

отдаленным шумам, потом и эти звуки исчезают, и остается глубочайшая тишина,

безмолвие души. И вот в этом безмолвии души вдруг чувствуешь, что стал так близок

своему другу, тому человеку, который рядом находится. Это, конечно, не слияние

в том отношении, будто один человек делается другим, но оба соединяются на

такой глубине взаимного переживания, где слов больше не нужно: они вместе, и

если любовь достаточно глубока, они стали одним целым.

И это относится к браку во всех отношениях, не только к чувству, не только к

общению в мысли, но и к телесному общению. Только надо помнить, надо твердо

знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей— не начало, а

полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека

стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в

телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним

другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым

настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и

приводит к Нему. Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может

существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то

взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и, продолжает он,

брак как единство двоих в разрозненном мире является таким таинством, чудом,

превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные

состояния. И телесный брак, тоже по учению одного из отцов Церкви, предстает