Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
образования, он является одним из наиболее авторитетных православных богословов
мира, почетным доктором богословия двух университетов и двух православных
духовных академий. В течение своей долгой жизни Владыка Антоний мало писал; при
этом он— автор более двадцати книг на многих языках мира. Основу
литературного наследия Владыки Антония составляют его проповеди и беседы,
произнесенные в разных аудиториях и распечатанные с магнитофонной ленты. В
1970-е и 1980-егоды эти беседы имели широкое хождение в самиздате;
начиная с 1991года, они регулярно публикуются в России.
Настоящий очерк не ставит целью дать исчерпывающий анализ богословских
взглядов Владыки Антония или сопоставить их с учением Отцов Церкви по тем или
иным вопросам. Мне бы хотелось здесь в более общем плане определить место,
которое, на мой взгляд, занимает богословие Владыки Антония в контексте
православной святоотеческой традиции.
Кто такие Отцы Церкви?
В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вера
апостольская, вера отеческая, вера православная1.
А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о
«вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,
сохранили Отцы»2. Таким
образом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христа
и апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православного
Предания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?
В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,
можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличать
Отца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения и
древность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католической
патристики.
Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традиции
святость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинного
богослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной от
реальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, что
личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность
суждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когда
авторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывали
сомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонма