Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
свет. Это— надежда наша, и это— вера наша, и на них может вырасти
победа любви как в монашестве, так и в браке.
Верующие, как и неверующие, встревожены в наши дни неустойчивостью браков и
горем, которое эта неустойчивость приносит и супругам, и детям. Многие
озабочены раздробленностью семей и безрадостностью семейной жизни, которая
царит сейчас повсеместно. Это происходит отчасти потому, что идеал брака,
когда-то существовавший, сейчас оказался для людей непонятным. Многие
рассматривают брак просто как частный договор. Они ощущают себя отдельными
людьми, вне общества, и поэтому имеющими право вести себя как им хочется.
Многие рассматривают брак с чисто общественно-государственной точки зрения.
В таком случае семья делается не чем иным, как частичкой, очень малой частичкой
общегосударственного аппарата, который налагает на нее большую тяжесть, и эта
тяжесть иногда оказывается непосильной. Если всмотреться в причины этого, или в
то, как люди сейчас вступают в брак, мне кажется, можно разделить людей на
несколько категорий.
Некоторые вступают в брак, вернее, я бы сказал, в сожительство, потому что
они нравятся друг другу, потому что между ними существует физическое или
психологическое притяжение. Они не ищут в браке осуществления какой-либо цели,
не хотят чего-то достигнуть, им кажется, что если они могут удовлетворить один
другого телесно или психологически, то все уже достигнуто. Для этого они не
ищут ни Божиего благословения, ни того, чтобы включить себя в человеческое
общество и внести в него что-то новое.
Другие ищут брака, потому что между ними есть согласованность душевная,
телесная, но вместе с этим и общность какого-то идеала. Они хотят стоять не
лицом к лицу, а плечом к плечу, они не хотят провести жизнь во взаимном
созерцании и взаимном удовлетворении, они хотят вместе вступить в жизнь
и творить жизнь. В зависимости от того, каковы их убеждения, одни—
неверующие— будут строить общество без Бога, но искать в нем всю