Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

доступную им глубину по отношению к человеку, другие— верующие—

будут искать какого-то иного измерения. Некоторые верят просто в какое-то

неопределенное божество, в какую-то высшую силу и будут, с одной стороны,

искать благословения этой силы, доброго слова, сказанного от имени этого

божества, а с другой стороны, будут вдумываться: как можно создать брак,

который был бы больше человека, был бы настолько велик, чтобы стать всечеловеческим.

Те, кто верят в определенного Бога (сейчас я буду говорить с точки зрения

христианина), будут искать осуществления брака по таким образцам, которые нам

даны в христианской Церкви: брак как единство, брак как образ вечной жизни. О

браке как единстве я уже упоминал. И кроме того, есть вечное измерение в браке,

которое, может быть, лучше всего выразил французский писатель Габриель Марсель.

Он пишет: «Сказать человеку: „Я тебя люблю“— то же самое, что сказать

ему: „Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь“»177.

В таком отношении брак для христианина не является чем-то статическим, а

богослужение, обряд венчания— общественной формой. Брак— это

динамическое явление, строительство, вся его сила— в движении,

целеустремленности и в его всечеловеческом значении. А обряд его совершения в

обществе христиан— не религиозная форма «регистрации», а глубокий,

поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как

глубоки человеческие отношения. В этом смысле всякое христианское богослужение,

с одной стороны, является лирическим, личным выражением человеческих чувств,

но, с другой стороны, имеет и символическое значение.

Что такое символ? Это не образ, не притча, не картина, не иллюстрация.

Разница между символом и определением вот в чем: определение старается как бы

положить пределы тому, о чем оно говорит. Оно старается все уловить и

выразить, насколько это вообще выразимо. Символ, наоборот, всегда указывает вне

себя. Проще всего было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем

отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в