Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
(Лк15:11—32).
И вот мы просим Господа о такой вере, о таком доверии, просим, чтобы оно
сохранилось на всю жизнь между мужем и женой. Чтобы, если будет что-нибудь
между ними: ссора, непонимание, даже неверность, и один из них вернется и
скажет: «Я пришла к тебе, я к тебе пришел», тот, который остался верен, раскрыл
бы объятия и сказал: «Наконец! Я так тебя ждала, я так тебя ждал». И если
виновный скажет: «Можешь ты меня простить?»— чтобы тот его только обнял,
поцеловал и даже не упомянул о прошлом.
Тут нужна вера, такая вера, которая может родиться только из той
любви, о какой я говорил в других беседах: любви зрячей, любви созерцательной,
любви проникновенной, которая способна видеть всю красоту человека даже в тот
момент, когда эта красота заколебалась или когда что-либо в этой красоте
померкло. Потому что нет красоты, которая изуродована до конца в человеке:
любовь к нему, вера в него может восстановить то, что, казалось, никто и ничто
не может восстановить ни наказанием, ни поучением, а любовью— да! И это
мы видим все время в Евангелии. Мы видим, как Христос встречает грешников: Он
их ни в чем не упрекает, Он им не ставит вопросов об их прошлой или настоящей
жизни, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, которая
дается как подарок, человек зажигается благодарностью и ради благодарности
становится достойным этой любви. Он может быть любим, но не потому, что он достоин:
он может научиться быть достойным, потому что он любим. Есть
пословица: «Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит». Настоящая
любовь умеет полюбить человека «черненьким», и пример этого отношения я дам,
разбирая одну из самых коротких начальных молитв службы обручения.
Я уже говорил о том, что человека любят не за что-нибудь,— наоборот,
он может стать значительным, прекрасным человеком, потому что он любим. Во
второй молитве чина обручения говорится о том, что Бог выбрал Церковь, как чистую
деву из среды язычников. Если мы задумаемся над этим и представим себе: кто