Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

перед тем коротко благословляется священником. После чего священник их водит

вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие Христово. Три раза они обходят его

вслед за священником. Число три в Ветхом Завете, как и в Новом, означает

полноту времени. В постриге, как и в начале венчания, три раза ставится вопрос:

хочешь ли ты? Первый раз ты можешь быть взят врасплох, второй раз ты можешь

ответить полууверенно, а в третий раз ты уже должен поступить с совершенной

уверенностью. Так и тут— жених и невеста три раза ведутся вокруг аналоя,

на котором лежит Евангелие, а Евангелие— это, с одной стороны, слово

Божие, то, что проповедал нам Христос, а с другой стороны, оно как бы икона,

потому что Христос называется Божиим Словом: Он должен быть в центре

того шествия, которое представляет собой человеческая жизнь.

В прошлой беседе я говорил о том торжественном шествии, в котором священник

ведет за собой, держа в руке крест Господень, новобрачных вокруг того стола, в

центре которого лежит Евангелие— слово Божие и икона Божиего Слова,

ставшего плотью. Во время этого шествия поются три песнопения: Исаия, ликуй!

Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога и человека. Восток имя Ему. Егоже

величающе, Деву ублажаем. Здесь вспоминается Исаия, который еще за много

столетий до Рождества Христова предсказал рождение от Девы Сына Божия. Он Сын

Девы, человек,— но и Бог: «Эммануил» значит на еврейском языке «с нами

Бог». Имя Ему Восток, то есть начаток, восход солнца; и величающе Его, мы

ублажаем Деву Богородицу. Здесь именно говорится о том, что событие, которое мы

сейчас празднуем, этот брак, включается в тайну богочеловечества, что это не

событие просто земное. Это начало Божиего Царства: с нами Бог, Эммануил.

Второе песнопение: Святые мученики, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся,

молитеся ко Господу помиловатися душам нашим. Мученики это не только

страдальцы. Древнее греческое слово, обозначающее мученика, значит «свидетель»179. И вот здесь говорится о том, что все

свидетели Христовы, которые достойно пронесли свой крест и которые достигли

победы, то есть венчались победой в конце концов, представляют нам образец.