Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
цель брака— рождение детей, то всякое действие, направленное против
этого, является посягательством на брак в главной его цели. Следовательно,
любые противозачаточные методы, искусственные или естественные, и даже
супружеское воздержание, имеющее целью исключить деторождение, есть грех,
посягательство на главную цель брака; этот момент в энциклике лишен логики и не
выдерживает критики.
Думаю, что одна из проблем, которые здесь встают, это проблема оценки
телесных отношений между двумя человеческими существами в браке. На основании
энциклики в целом и всего ее контекста создается впечатление, что телесная
жизнь в браке рассматривается здесь просто как плотские сношения в том
отрицательном смысле, который придает этому выражению аскеза. Здесь как бы
раздвоение сознания: с одной стороны, брак по самому определению направлен на
деторождение, а с другой стороны, физические отношения отмечены печатью некой
уродливости, с ними связывается представление дефективности. Очень ясно
чувствуется, что идеал здесь— жизнь монашеская, жизнь воздержания.
Совершенно иное в православном богословии. У нас существует богословие материи,
богословие тела, основанное на том положении, что Бог создал человека как
существо не только духовное или душевное, но также и материальное, связанное с
совокупностью всего видимого и осязаемого творения,— богословие,
основанное прежде всего на Воплощении. Воплощение это не просто Божественный
акт, в котором Бог становится человеком, это такое Божественное действие, в
котором Бог принимает на Себя видимое и осязаемое вещество созданного Им мира.
Он соединяется не только с человечеством, Он соединяется с космической
реальностью материи, и наше отношение к материи очень отлично от так часто
встречающегося монофизитского отношения к ней183.
Третий момент— это развитие только что сказанного, а именно наше
отношение к половому воздержанию в браке. Слово «целомудрие», несколько раз
встречающееся в службе брака, часто понимается как относящееся к плоти, к