Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
чувствуется, что идеал здесь— жизнь монашеская, жизнь воздержания.
Совершенно иное в православном богословии. У нас существует богословие материи,
богословие тела, основанное на том положении, что Бог создал человека как
существо не только духовное или душевное, но также и материальное, связанное с
совокупностью всего видимого и осязаемого творения,— богословие,
основанное прежде всего на Воплощении. Воплощение это не просто Божественный
акт, в котором Бог становится человеком, это такое Божественное действие, в
котором Бог принимает на Себя видимое и осязаемое вещество созданного Им мира.
Он соединяется не только с человечеством, Он соединяется с космической
реальностью материи, и наше отношение к материи очень отлично от так часто
встречающегося монофизитского отношения к ней183.
Третий момент— это развитие только что сказанного, а именно наше
отношение к половому воздержанию в браке. Слово «целомудрие», несколько раз
встречающееся в службе брака, часто понимается как относящееся к плоти, к
аскезе. Но в действительности целомудрие во всем объеме этого понятия есть
нечто гораздо более широкое— оно охватывает одновременно человеческий
дух, тело и душу. И это особенно бросается в глаза в службе брака, где мы
просим Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть чада
чад своих. Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением.
Целомудрие— это внутреннее состояние, определяющееся не физическими
категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением
тела.
У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании взаимоотношений
между мужчиной и женщиной, есть ряд выражений, на которых уместно остановиться.
Одно из них вошло в англиканскую службу бракосочетания. Там говорится, что брак
это врачевство от блуда (1Кор7:9), и то, как толкуется эта фраза и
эта мысль, кажется мне глубоко ошибочным. Толкование, чрезвычайно
распространенное в умах и на устах людей, заключается в том, что, если человек