Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

тела.

У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании взаимоотношений

между мужчиной и женщиной, есть ряд выражений, на которых уместно остановиться.

Одно из них вошло в англиканскую службу бракосочетания. Там говорится, что брак

это врачевство от блуда (1Кор7:9), и то, как толкуется эта фраза и

эта мысль, кажется мне глубоко ошибочным. Толкование, чрезвычайно

распространенное в умах и на устах людей, заключается в том, что, если человек

состоит в браке, у него нет больше оснований искать нечистоты где-то на

стороне— ходить за чужой плотью, как говорится в Священном Писании

(Иуд1:7). В действительности же в богословии неразделенной Церкви ясно

видно, что дело вовсе не в этом. Один из древних авторов говорит, что пока

юноша не полюбил, он окружен мужчинами и женщинами; как только сердце его

открылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним— его

возлюбленная, а вокруг него— люди. Иными словами, единственное

основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния,

когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является эта

единственная любовь,— есть любовь, единственность любви, тот факт, что

истинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят—

каждый в отдельности и все вместе— в нейтральную категорию: это люди, это

больше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый человек

тоже не есть то, что на современном языке называют «объект влечения»; это лицо

другого пола, но и здесь понятие пола далеко выходит за рамки пола физического:

оно определяется в категориях мужественности и женственности, оно охватывает и

характеризует человека в каждой детали его существа, а не просто с точки зрения

продолжения рода. Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этом

единственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другим

всегда имеет глубину духовного порядка— иначе нет данных для брака. И в

этих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, что