Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
он может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а в
том смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина как
жизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно.
Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что оба супруга могут
удаляться друг от друга: не отказывать другому в близости, а позволить другому
отойти ради их духовной жизни. Бывает время молитвы, бывает время духовного
углубления, время, когда человеческое существо соединяется с Богом особым
образом, когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его, не
только его психологическим и умственным «я», но даже и телом. Есть моменты,
когда всякие физические отношения, даже, как это видно из житий святых, самое
простое прикосновение становится невозможным, ибо благодать, как пламя,
овладела этим существом, и нет больше места ни для чего до тех пор, пока эта
дарованная и принятая благодать не станет едино с человеком так глубинно, что
сделается общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут является
не актом отвержения, когда один из супругов отворачивается от другого,
отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой их взаимоотношения
рассматриваются в другом плане.
В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один ряд с
сотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда живых существ
человек получает данное всему живому благословение расти и множиться
(Быт1:28). И в другой главе, в совершенно ином контексте, установлен
брак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный перед лицом всех
земных существ, Человек с большой буквы, взятый от земли, обнаруживает, что
он— одинок, что нет у него спутника, и Бог избавляет его от этого
одиночества сотворением Евы (Быт2:18—23). Этот акт не имеет никакого
отношения к деторождению, он стоит в иной перспективе, в контексте иного
повествования, здесь перед нами совершенно новая ситуация. И брак связан именно
с этой ситуацией— ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он