Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

не Бог дает прощение? Ведь только Он один и может прощать грехи людей на земле…

Разумеется, это так. Но я сказал ему, что если девушка, которую он убил,

простит его, если она заступится за него, то даже Бог не может пройти мимо ее

прощения. Я предложил ему сесть после вечерних молитв и рассказать этой девушке

о шестидесяти годах душевных страданий, об опустошенном сердце, о пережитой им

муке, попросить ее прощения, а затем попросить также заступиться за него и

испросить у Господа покоя его сердцу, если она простила. Он так сделал, и покой

пришел… То, что не было совершено на земле, может быть исполнено. То, что не

было завершено на земле, может быть исцелено позднее, но ценой, возможно,

многолетнего страдания и угрызений совести, слез и томления.

Смерть— отделенность от Бога

Когда мы думаем о смерти, мы не можем думать о ней однозначно, либо как о

торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии, в Евангелиях,

более сложный. Говоря коротко, Бог не создал нас на смерть и на уничтожение. Он

создал нас для вечной жизни. Он призвал нас к бессмертию— не только к

бессмертию воскресения, но и к бессмертию, которое не знало смерти. Смерть

явилась как следствие греха. Она появилась, потому что человек потерял Бога,

отвернулся от Него, стал искать путей, где мог бы достичь всего помимо Бога.

Человек попробовал сам приобрести то знание, которое могло быть приобретено

через приобщенность знанию и мудрости Божиим. Вместо того чтобы жить в тесном

общении с Богом, человек избрал самость, независимость. Один французский пастор

в своих писаниях дает, может быть, хороший образ, говоря, что в тот момент,

когда человек отвернулся от Бога и стал глядеть в лежащую перед ним

бесконечность, Бог исчез для него, и поскольку Бог— единственный источник

жизни, человеку ничего не оставалось, кроме как умереть.

Если обратиться к Библии, нас может поразить там нечто, относящееся к судьбе

человечества. Смерть пришла, но она овладела человечеством не сразу. Какова бы

ни была в объективных цифрах продолжительность жизни первых великих библейских