Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

(Мф5:13—14), которая предотвращает гниение, чтобы мы были голосом истины

и правды, чтобы мы были для людей явлением такого измерения, которого они не

знают, и такого рода человеком, какого вне Бога не существует. Поэтому жить в

атеистической семье— так же сложно или просто, как жить в атеистическом

мире. Весь наш мир, в общем, безбожен. Задача наша в том, чтобы в такой семье

жить всей правдой, всей чистотой души, жить всей истиной, которые в нас есть,

но не употребляя ту истину, ту правду, ту красоту, то благородство, которым мы

class="postLine">научились от Бога, для того, чтобы унижать, оскорблять, раздражать окружающих.

Все это надо употреблять так, жить этим так, чтобы, глядя на нас, люди ставили

перед собой вопрос: что же у этого человека есть, чего у меня не хватает? Какое

в нем сияние, какая в нем тишина, какая в нем глубина! Как он может меня

любить, когда я постоянно оскорбляю его? Как он может в меня верить, тогда как

я в себя не могу верить? Как он может меня защищать от всего зла,

которое— как я сам понимаю— во мне действует и меня привлекает, не

унижая, не оскорбляя, не попрекая меня, а только становясь между мной и злом и

страдая от этого? Если так думать, то я скажу: из такой семьи уйти нельзя,

потому что наша роль— быть светом, а не уйти туда, где светло и без нас.

Но есть и практические трудности. Как, живя в атеистической семье,

верующему человеку ходить в церковь, как поститься, как соблюдать все правила

религиозной жизни, которые он хочет соблюдать?

Первое правило религиозной жизни— так полюбить своего ближнего, чтобы

быть готовым для него отдать свою жизнь (Ин15:13). А отдать жизнь вовсе

не значит умереть, это значит изо дня в день, из часа в час пренебрегать собой,

отстранять свою озабоченность о себе, для того чтобы думать о другом. В

этом— все Евангелие. Спаситель нам говорит, что все Евангелие, весь Закон

и пророков можно выразить так: возлюби Бога всем сердцем, всем умом, всем

помышлением своим и ближнего своего, как самого себя (Мк12:29—31). И вот

это— все.