Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
быть готовым для него отдать свою жизнь (Ин15:13). А отдать жизнь вовсе
не значит умереть, это значит изо дня в день, из часа в час пренебрегать собой,
отстранять свою озабоченность о себе, для того чтобы думать о другом. В
этом— все Евангелие. Спаситель нам говорит, что все Евангелие, весь Закон
и пророков можно выразить так: возлюби Бога всем сердцем, всем умом, всем
помышлением своим и ближнего своего, как самого себя (Мк12:29—31). И вот
это— все.
Теперь: молиться никто не может нам мешать, потому что молитва— это
внутреннее состояние, это наше общение с Богом. Можно без единого движения губ,
без единого телодвижения, без единого слова, без единого звука постоянно
предстоять Богу в молитве. Можно не ходить в церковь или ходить редко, но
ходить от всей души. И можно (как это бывает с тысячами, порой миллионами
людей, как это было со мной в течение войны, когда никакой церкви не было
вблизи) в момент, когда ты знаешь, что идет богослужение, душой приобщиться к
тому, что там совершается, перенестись в одно мгновение туда, уйти в Бога и
этим быть в церкви. Потому что в церкви не тот, который там стоит, «отстаивает»
службу, а тот, который так погружен в Бога, что он приобщается вечности. Этого
никто ни у кого не может отнять, и если человек на это идет, то это неминуемо
каким-то теплом или светом достигает и до тех, которые не верят ни во что. Они
будут с удивлением чувствовать, что что-то случилось, что-то достигло их.
Как рассматривать практику абортов?
Вопрос о допустимости аборта говорит об изумительном бесчувствии человека,
вообще человечества к человеческой жизни. Дико думать о том, что одновременно
говорят о святости человеческой жизни— и тут же разрешают и узаконивают
аборт. Мне кажется, что в той стране, где аборт узаконен, никто, начиная с
правительства и кончая обыкновенным обывателем, не имеет права говорить о том,
что жизнь человека является святыней, потому что аборт— это убийство.
Разумеется, бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи только