Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

говорить не филологически, а так, как жизнь, опыт нас учат, целомудрие мне

представляется как мудрая цельность человека, то есть цельность, которая

охватывает и дух, и душу, и тело. Мы, конечно, большей частью думаем о

целомудрии в телесном порядке, но целомудрия не существует без духовно-душевной

стороны. Целомудрие это такое состояние человека, который стал цельным, который,

с одной стороны, укоренен в Боге и, значит, участвует в Его чистоте (я не

говорю «в святости» нарочно); с другой стороны, если человек достаточно

укоренен в Боге и сознает свое достоинство— потому что он Богом уважаем,

любим, потому что Бог в него верит,— тогда человек может хранить свою

душевность, то есть мысли, чувства, переживания, от осквернения, от того, чтобы

ими пользоваться недостойно самого себя.

И наконец, есть момент телесный, когда человек сознает, что его тело—

святыня, что его тело на равных началах с душой и духом способно принадлежать

Богу, способно на общение с Богом. Ведь когда мы читаем начало книги Бытия, мы

видим, что Бог создал материальный мир до того, как человек вообще существовал.

И этот материальный мир, созданный Божественным словом, охраняемый Святым

Духом, воспитываемый Святым Духом, имеет собственную связь с Богом, в нем есть

какое-то автономное взаимное отношение с Богом; и мы не имеем права осквернять

материальный мир и, в частности, ту небольшую частицу материального мира,

которую представляет собой наше тело, наша телесность. Поэтому целомудрие

заключается в том, чтобы человек понял, что его тело является святыней, что его

тело не может просто быть предметом игры, что его тело принадлежит ему и Богу

и что Бог общается с нами не только через нашу душевность и духовность, но и

телесность. И это совершенно ясно, когда мы говорим о том, что в Православной

Церкви существуют таинства: мы говорим о том, что, не будучи в состоянии как бы

вспорхнуть в Божественную область, мы получаем приобщенность к Богу через не

оскверненную ничем материю этого мира, с которой соединяется Господь.

В крещении мы погружаемся в воды, которые по своей природе чисты. Они,