Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
видим, что Бог создал материальный мир до того, как человек вообще существовал.
И этот материальный мир, созданный Божественным словом, охраняемый Святым
Духом, воспитываемый Святым Духом, имеет собственную связь с Богом, в нем есть
какое-то автономное взаимное отношение с Богом; и мы не имеем права осквернять
материальный мир и, в частности, ту небольшую частицу материального мира,
которую представляет собой наше тело, наша телесность. Поэтому целомудрие
заключается в том, чтобы человек понял, что его тело является святыней, что его
тело не может просто быть предметом игры, что его тело принадлежит ему и Богу
и что Бог общается с нами не только через нашу душевность и духовность, но и
телесность. И это совершенно ясно, когда мы говорим о том, что в Православной
Церкви существуют таинства: мы говорим о том, что, не будучи в состоянии как бы
вспорхнуть в Божественную область, мы получаем приобщенность к Богу через не
оскверненную ничем материю этого мира, с которой соединяется Господь.
В крещении мы погружаемся в воды, которые по своей природе чисты. Они,
возможно, осквернены человеком, но это осквернение можно рассматривать в
порядке как бы мученичества; воды остаются чистыми, хотя употребляются
человеком уродливо. И когда Христос погрузился в воды, которые только что
символически омыли тысячи людей от их грехов, Он как бы погрузился в мертвые
воды, и мертвость или, вернее, смертность к Нему как бы прилипла. Он приобщился
нашей смертности именно благодаря этому, а воды стали чистыми, святыми. И когда
воды освящаются в церкви, они отдаются полностью Богу, и когда мы погружаемся в
эти воды, мы погружаемся как бы в те воды, которые изначально задумал и
сотворил, а позже освятил Господь.
И то же самое мы можем сказать о Причащении Святых Тайн. Мы причащаемся
Хлебу и Вину, но этот Хлеб и это Вино непричастны человеческому греху
изначально. Земля, в которой прорастет колос, чиста перед Богом, она не
греховна, она осквернена. И это разные вещи. Зерно, которое бросается в нее,
тоже чисто. Воздух, дождь, тепло, которые Господь дает, чтобы взошел колос, от