Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

И этот момент еще характеризован в Ветхом Завете словом, которое опять-таки

на всех языках усложняет понимание несмотря на то, что это единственный способ,

которым это понимание до нас доходит: создан хаос. Что значит хаос? Для

нас хаос— это беспорядок; когда мы говорим о хаосе, мы думаем о том, на

что похожи, скажем, города, которые подверглись бомбардировке или сгорели. Но

здесь смысл этого термина не таков. Здесь хаос— это совокупность всех

возможностей, которые у твари были для того, чтобы родить из себя самой все

многообразие нашего мира, больше того: родить все то, о чем мы и не знаем, чего

тогда еще не было, а теперь уже нет. То есть этот хаос— не мертвый, это

совокупность всех возможностей, бесконечное богатство возможностей, которые

должны расцвести. И над этим хаосом как бы дышит Святой Дух, вызывая из него

все, что этот хаос может родить. В этом хаосе ничего мертвого нет, есть только возможное,

и это возможное делается действительностью. Вот это— второй момент,

на который я хотел обратить ваше внимание.

Дальше в рассказе о сотворении мы с удивлением видим, что каждый день

начинается с вечера и затем следует утро. Это мне кажется очень значительным,

потому что каждый день является осуществлением, но вместе с этим, когда дело

доходит до следующего дня, то есть до следующего шага раскрытия всех

возможностей твари, то предыдущий шаг кажется только вечером, он кажется

неполной светлостью, потому что воссиял новый свет. И это тоже нам надо

помнить: речь идет не о каких-то «днях», а о том, что то, что совершилось

сегодня, является полнотой света для этого дня, но как только является

новая полнота, воссиявает новый свет, в сегодняшнем свете можно видеть еще не

полноту света, а подготовку к большему свету.

Еще одно. Говоря о Боге, Ветхий Завет употребляет слово «Элохим».

Элохим— множественное число, и такое употребление объясняется различно, в

зависимости от того, к какой богословской школе люди принадлежат. Одними это

множественное число объясняется просто тем, что раньше, чем созреть к пониманию