Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
временем, когда среди учеников— Христос, Который весь, видимо или
невидимо, сияет Божеством, как бы пышет Божеством, Который является Божеством в
их присутствии, среди них, и ученики живут преображенными в этом преображенном
мире.
А потом, после Воскресения Христова, они идут на проповедь. Люди, которые по
их слову делаются верующими, такого опыта не переживали: они не видели Христа,
они не были с Ним; однако некоторые— и таких свидетелей за историю
христианства тысячи— встретили воскресшего Христа. Я не говорю,
что обязательно человек видел или физически ощутил Христа, но он познал Его
живое, преображающее присутствие.
И вот книга Деяний апостольских дает нам картину того, как множатся новые
ученики, Церковь рождается, но в ней присутствует не только правда, есть и
грех. Меня всегда поражает разница между Евангелием и Деяниями. В
Евангелии— простор безмерный, простор такой же широкий, как Сам Бог;
такое чувство, что над широкой равниной веет ветер и можно дышать полной грудью.
Пока Христос был с учениками, они переживали постепенное вырастание,
перерастание себя самих. В Деяниях апостольских мы находим человеческое
общество верующих, которое уже начинает ставить перед собой вопросы узкие,
мелкие, общество, где, как тина со дна речки, поднимаются всякого рода
человеческие переживания. И в этом смысле можно сказать, что книга Деяний после
Евангелия подобна Ветхому Завету в целом в сравнении с первыми главами Библии.
В евангельский период Христос Сам действует, Его слово подобно дрожжам,
брошенным в тесто (Мф13:33). Дальше— проповедью, трудами учеников
тесто всходит постепенно, но оно не мгновенно превращается в чистый хлеб.
Это приходится учитывать, потому что Церковь, о которой мы говорим, в
которой мы живем, которая есть как бы начало будущего века, есть одновременно
постепенное оцерковление. В одной из своих лекций отец Георгий Флоровский
сказал, что Церковь «и дома— и на пути»191.