Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
слово Божие, с другой стороны— над ним ширится, раскрывается до ужаса
бездна Божественной жизни. И Адам может пасть, но никогда не сможет вернуться к
небытию— он будет как бы бесконечно падать, либо, наоборот, может
открыться, рискнуть тем, что уже есть, для того, чтобы приобрести все, что ему
может дать Бог.
И таково положение каждого человека на земле. Каждый из нас стоит перед
выбором— или перерасти себя, но для этого надо отказаться от того, что у
тебя сейчас, вот теперь уже есть, или сказать: нет, я все это сохраню, я буду
держаться всего этого. Но кончается это тем, что ты распадаешься, смерть тебя
настигает и ничего от тебя не остается, кроме праха, мертвых костей. Каждый
человек может узнать себя в Адаме, и каждый человек стоит перед именно этим
выбором: героически перерасти себя самого ради такого приобщения Богу, чтобы
Божественная жизнь в нем ликовала, действовала, его преображала, или отказаться
от этого, но зато рано или поздно распасться в прах.
Что же случилось с Адамом? Если вчитаться в Ветхий Завет, в первые главы
книги Бытия, там образно изложена его судьба. Адам живет в саду, который являет
собой все мироздание, и в нем два дерева, представляющие собой две параллельные
возможности: древо жизни и древо познания добра и зла. Адаму сказано: не
прикасайся к плодам древа, которое даст тебе познание добра и зла
(Быт2:17), потому что зло— это уничтожение, зло— это то, чего
нет, это зияющая бездна. Можно познать добро и вырасти свыше своей меры,
но нельзя познать зло и не разрушиться. Ветхий Завет нам говорит, что Адама
стал звать к этому дереву змей. С точки зрения примитивных народов змей,
конечно, является опасностью: это существо ползает, никогда прямо не ходит, оно
до конца приземлено и вдобавок его жало смертоносно для всякого, кого оно
ужалит. Змей представляет собою смерть, но, кроме того, в целом ряде древних
религий змей представляет собой изначальную бездну небытия. И поэтому вопрос
перед Адамом стоит так: если ты прикоснешься к этому познанию зла, которое есть