Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
но нельзя познать зло и не разрушиться. Ветхий Завет нам говорит, что Адама
стал звать к этому дереву змей. С точки зрения примитивных народов змей,
конечно, является опасностью: это существо ползает, никогда прямо не ходит, оно
до конца приземлено и вдобавок его жало смертоносно для всякого, кого оно
ужалит. Змей представляет собою смерть, но, кроме того, в целом ряде древних
религий змей представляет собой изначальную бездну небытия. И поэтому вопрос
перед Адамом стоит так: если ты прикоснешься к этому познанию зла, которое есть
посильное возвращение в небытие, ты будешь погружен— да, в какое-то
изначальное существование земного бытия, но ты в нем погрязнешь и уже не будешь
человеком, не будешь живой силой, ты должен будешь в этом погибнуть.
Приобщение к древу жизни— это приобщение к Богу. Есть выражение у
апостола Павла: ум Христов (1Кор2:16). Мы должны так быть
едиными с Богом, чтобы наши мысли, наше восприятие, наше понимание, наше знание
вещей было Божие знание, Божие восприятие. Тогда можно, как бы привившись к
Богу, соединившись с Ним, сроднившись с Ним, уже начинать понимать то, что вне
Бога и вне тебя, но понимать уже изнутри как бы Божией мудрости, Божией
реальности. Понимать, что значит небытие, можно только по контрасту, постигая,
какая полнота бытия в Боге, как можно вырастать, вечно расти, питаться
торжествующей жизнью и знать, что вчера или раньше этой полноты не было;
значит, в какой-то другой момент этого не было вовсе,— была или смерть
или небытие. И только изнутри приобщенности к Богу можно понимать, что такое
добро и что такое зло.
И Адам сделал ошибку: он решил тварным образом узнать, что такое добро и что
такое зло. Он решил вне Бога погрузиться в материальный мир и
посмотреть: можно жить в нем или нет? И это— опыт тысяч людей, которые
отвернулись от Бога или потеряли Бога или которым Господь никогда не был
открыт— обстоятельствами или злой волей людей. Такие люди погружены в
вещество и должны быть вырваны из него для того, чтобы они могли посмотреть на