Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
состояние восторга по сравнению с состоянием уныния.
И вот в этом состоянии восторга из него как бы рождается Ева. Первая их
встреча замечательна. Они встречаются лицом к лицу, Адам смотрит на Еву и
говорит: это плоть от плоти моей, это кость от костей моих, это я— и это
она. Еврейский текст в этом смысле гораздо более разителен тем, что там
употреблены слова иш и иша, мужская и женская форма одного и того
же слова. По-русски, когда мы говорим «мужчина» и «женщина», мы употребляем
слова очень разные. Да, Адам вдруг осознает, видит, что Ева— это он
в женском роде, а Ева смотрит на него и видит, что это— она в
мужском, и вместе они составляют всечеловека, и это называется встреча.
Меня очень поражает слово «встреча». Русское слово нам известно. Два
человека, которые были врозь или никогда не стояли лицом к лицу, вдруг сошлись.
По-сербски слово «встреча» значит «радость», и вот встреча— это ликующая
радость, потому что каждый себя видит в другом и одновременно сознает эту
двойственность: не он— и он, «он» и «она», можно было бы сказать, а их соотношение—
это единство двух. Один немецкий писатель говорил, что их состояние, взаимное
отношение— это одна личность в двух лицах. Они на себя смотрят и видят
друг в друге полную красоту и себя самих как красоту, как явление вечной
красоты, которая теперь пробуждается и может вырасти в полную меру приобщения к
Божественной красоте.
Если встреча Адама и Евы является ликующим торжеством, завершением творения,
в чем же заключается падение? Каким образом они вдруг оказались врозь? Если
вспомнить, что я говорил о том, как человек, вместо того чтобы искать понимания
всего созданного в Боге, в Божественном разуме, в Его мудрости, сделал попытку
познать сотворенный мир как бы изнутри, погрузившись в него, то вы поймете, что
в момент, когда человек потерял Бога, потерял полное с Ним общение, он уже
потерял свою цельность. И тогда очень ясно опять-таки, что Адам и Ева, которые
предстали друг перед другом как он и она, посмотрели друг на