Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
нельзя оторваться от Жизни и остаться живым.
По библейскому рассказу, Каин— первый сын Адама и Евы, Авель—
его брат. Рассказ о них как будто очень простой, а вместе с тем в значительной
мере непонятный. Говорится нам о том, что Каин был земледельцем, Авель—
пастухом. Авель принес Богу жертву, которую Бог принял, Каин принес жертву,
которая была отвергнута Богом. И разгневавшись, охваченный завистью, Каин убил
своего брата (Быт4:3—8). Казалось бы, совершенно непонятный рассказ.
Почему земледельчество Богу не угодно было, почему пастушество было Богу более
по нраву?
Если задуматься, то, наверное, можно найти ответ, который для всех нас в той
или другой мере пригоден. В чем заключалось пастушество, занятие Авеля? В том,
что он был свободен от привязанности. Он не был прикован к земле, он был
странником— в хорошем смысле этого слова, то есть он не прирос к земле.
Он не был бродягой, потому что у него была настоящая забота о семье, о скоте,
привязанность к родителям, привязанность к брату, но он был свободен. Если
думать о Каине, то можно себе представить: земля была его уделом, он за
нее держался, но и она его держала. Все его заботы, его труд над землей, его
семейные отношения его приковывали, он был пленником, и когда он
обратился к Богу, то он обратился как пленник земли, а вовсе не как свободный
сын, сотворенный Богом для связи с Ним, для дружбы, для любви.
И мне кажется, из этого мы можем тоже извлечь урок. Конечно, кто из нас
«странник»? Кто из нас не связан с землей так или иначе? Но быть связанным, как
пленник, быть прикованным к своему делу— одно, а делать свое дело как
свободный человек, который творчески что-то совершает,— совершенно
другое. И каждый из нас может научиться от Авеля той свободе духа, которая
позволяет, с одной стороны, делать свое дело, быть человеком до самой глубины
души, самым реальным образом, любить своих родных, заботиться о том, что ему
поручено, быть чем-то— и вместе с этим не быть в плену ни у чего,