Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

существующее не изнутри Бога, Который все знает до самых глубин, а изысканием

своего собственного ума и опыта. В этот момент человек как бы спиной

поворачивается к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. Как

сказал один протестантский пастор во Франции еще до войны, у человека, который

отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, Бога нет, а единственный источник

жизни— Бог, такому человеку остается только умереть. Вот в этом и грех, и

последствие греха,— не как наказание, а как неизбежное последствие:

нельзя оторваться от Жизни и остаться живым.

По библейскому рассказу, Каин— первый сын Адама и Евы, Авель—

его брат. Рассказ о них как будто очень простой, а вместе с тем в значительной

мере непонятный. Говорится нам о том, что Каин был земледельцем, Авель—

пастухом. Авель принес Богу жертву, которую Бог принял, Каин принес жертву,

которая была отвергнута Богом. И разгневавшись, охваченный завистью, Каин убил

своего брата (Быт4:3—8). Казалось бы, совершенно непонятный рассказ.

Почему земледельчество Богу не угодно было, почему пастушество было Богу более

по нраву?

Если задуматься, то, наверное, можно найти ответ, который для всех нас в той

или другой мере пригоден. В чем заключалось пастушество, занятие Авеля? В том,

что он был свободен от привязанности. Он не был прикован к земле, он был

странником— в хорошем смысле этого слова, то есть он не прирос к земле.

Он не был бродягой, потому что у него была настоящая забота о семье, о скоте,

привязанность к родителям, привязанность к брату, но он был свободен. Если

думать о Каине, то можно себе представить: земля была его уделом, он за

нее держался, но и она его держала. Все его заботы, его труд над землей, его

семейные отношения его приковывали, он был пленником, и когда он

обратился к Богу, то он обратился как пленник земли, а вовсе не как свободный

сын, сотворенный Богом для связи с Ним, для дружбы, для любви.

И мне кажется, из этого мы можем тоже извлечь урок. Конечно, кто из нас