Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
среди евреев не узнавал. Об этом говорит рассказ о купине неопалимой
(Исх3:2 и след.). Находясь в пустыне, Моисей вдруг увидел куст, который
горел и не сгорал. Когда Моисей подошел, голос сказал ему: сними обувь, потому
что земля, по которой ты ходишь, священна. Она священна тем, что в сердцевине
этого пространства горит куст Божественным огнем. Куст оставался кустом и
вместе с тем горел, как огонь. Это было первое откровение Моисею того, что
представляет Собой Бог. Бог является пламенем, огнем, который все может
превратить в то, что Он Сам представляет Собой. Все мы призваны стать как бы купиной
неопалимой— каждый из нас в отдельности и все мы вместе. И узнав Бога
таким, каким Моисей Его теперь видел— как огонь, который не поедает, а
преображает свою тварь,— он вернулся к своему народу, взглянул на то, что
происходило, и услышал голос Божий: выведи этот народ. И Моисей вывел еврейский
народ из плена.
Почему Бог выбрал именно Моисея? Он его призвал, Он ему сказал: тебе идти,
тебе выводить народ. Моисей даже сопротивлялся, говорил: я не могу, я заикаюсь,
не мне идти. Он не хотел идти, он нехотя пошел на это. Почему Бог его выбрал и
почему Моисей все-таки послушался?
Тут, мне кажется, очень важная черта всей истории Ветхого, Нового Завета, я
бы даже сказал— всего человечества. Научные открытия, литературные
произведения— это плод человеческого гения и одаренности, но решающее
действие очень часто производится людьми как будто заурядными, которые ничем не
отличаются, но у них горит сердце, у них непреклонная воля и они верят во
что-то большее того, чем живут все окружающие. Если вы подумаете о разных
преобразованиях, которые происходили в течение всей истории человечества, то
увидите, что эти преобразования совершали не обязательно гении, а люди, у
которых было чистое сердце и видение.
И вот Моисей оказался таким человеком, причем у него были свойства, которые
как будто делали его неспособным на это: он был гугнивый, то есть заикался