Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
(Исх4:10), он ничем особенно не выдавался. Но он встретил Бога лицом к
лицу; и бросив взор на своих единоплеменников, увидел в них то, что они собой
представляли: народ, призванный к свободе, к творчеству, народ, кому
предначертано быть почвой, из которой родится будущее человечества. И Моисей
нашел в себе— не силы, а послушливость, он отдал свою волю Богу. И когда
между Богом и Моисеем шла речь о том, что он должен вывести евреев из плена, он
замечательно сказал Богу: но Ты с нами пойдешь? если Ты с нами не пойдешь,
нам идти незачем. Он знал, что речь идет не о том, чтобы высвободиться из плена
и создать новую гражданскую родину, а о том, чтобы стать Божиим народом и
создать такое Царство, где бы царствовал Бог, где все были бы Божиими слугами,
Божиими священниками, богопочитателями. Это и делает Моисея великим.
Святые отцы устанавливали некоторую параллель между Моисеем и Христом.
Спаситель земли не был царем, не был вельможей, не был властителем. Он был
неизвестным из Назарета. С точки зрения людей за этим ничего не стояло. Да, Он
был Богом, ставшим Человеком, но в глазах Своих современников Он был одним из
них; и немудрено поэтому, что Нафанаил, когда ему сказали, что в лице Иисуса
Христа ученики нашли Спасителя, Христа, Мессию, возразил: может ли что хорошее
выйти из Назарета? (Ин1:46). Кана Галилейская, где жил Нафанаил, на
расстоянии нескольких километров от Назарета. Что бы вы сказали, если бы вам
кто-то заявил, что живущий на расстоянии нескольких километров молодой человек,
которого вы знали чуть ли не с детства, оказывается— Сын Божий
воплощенный? В этом и есть некоторая параллель. Христос был послушен Богу до
конца. Как человек, Он не выделялся какими-либо земными особенностями. Всякий,
кто Его видел, мог узнать себя в Нем. Никто не мог сказать: ну да, Тебе-то
хорошо, Ты вельможа, Ты богат, Ты знатен! Всякий мог сказать: да ведь Он один
из нас, Он— как все, и посмотри, что Он нам говорит. Он говорит, что мы
призваны быть свободными! За таким человеком можно пойти.
О Евангельском благовестии