Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
превратить в то, что Он Сам представляет Собой. Все мы призваны стать как бы купиной
неопалимой— каждый из нас в отдельности и все мы вместе. И узнав Бога
таким, каким Моисей Его теперь видел— как огонь, который не поедает, а
преображает свою тварь,— он вернулся к своему народу, взглянул на то, что
происходило, и услышал голос Божий: выведи этот народ. И Моисей вывел еврейский
народ из плена.
Почему Бог выбрал именно Моисея? Он его призвал, Он ему сказал: тебе идти,
тебе выводить народ. Моисей даже сопротивлялся, говорил: я не могу, я заикаюсь,
не мне идти. Он не хотел идти, он нехотя пошел на это. Почему Бог его выбрал и
почему Моисей все-таки послушался?
Тут, мне кажется, очень важная черта всей истории Ветхого, Нового Завета, я
бы даже сказал— всего человечества. Научные открытия, литературные
произведения— это плод человеческого гения и одаренности, но решающее
действие очень часто производится людьми как будто заурядными, которые ничем не
отличаются, но у них горит сердце, у них непреклонная воля и они верят во
что-то большее того, чем живут все окружающие. Если вы подумаете о разных
преобразованиях, которые происходили в течение всей истории человечества, то
увидите, что эти преобразования совершали не обязательно гении, а люди, у
которых было чистое сердце и видение.
И вот Моисей оказался таким человеком, причем у него были свойства, которые
как будто делали его неспособным на это: он был гугнивый, то есть заикался
(Исх4:10), он ничем особенно не выдавался. Но он встретил Бога лицом к
лицу; и бросив взор на своих единоплеменников, увидел в них то, что они собой
представляли: народ, призванный к свободе, к творчеству, народ, кому
предначертано быть почвой, из которой родится будущее человечества. И Моисей
нашел в себе— не силы, а послушливость, он отдал свою волю Богу. И когда
между Богом и Моисеем шла речь о том, что он должен вывести евреев из плена, он
замечательно сказал Богу: но Ты с нами пойдешь? если Ты с нами не пойдешь,