Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
принять к сведению и пройти мимо, читать дальше, ожидая момента, когда мы
дорастем до того, чтобы их лучше понять. Другие места у нас могут вызвать
отказ: «Я не согласен с этим, не могу этого принять». Надо и это учесть:
значит, Евангелие и я не созвучны в каком-то отношении. И наконец, будут такие
места, на которые мы можем отозваться всем сердцем, всей душой, от которых
заволнуется все нутро, места, которые кажутся такими прекрасными, такими
значительными, что о них хочется сказать: «Боже, как это хорошо!» Знайте, что
такое место говорит о том, что вы и Бог единодушны, что, вчитываясь в это
место, вы вчитались в глубины Божии, вы познали Бога, Какой Он есть, вы знаете,
каковы Его мысли, каковы Его чувства, каково Его отношение. Но одновременно вы
обнаружили какую-то глубину в себе, о которой вы не имели никакого
представления. Это глубина, в которой мы и Бог заодно, мы друг друга понимаем,
мы друг друга любим, мы друг другу созвучны. Мы одновременно и себя открыли
по-новому, и Бога начинаем знать и понимать. Вот первое условие для чтения
Евангелия: готовность честно, открыто, без страха отозваться на что бы то ни
было, что дойдет до нашего сознания, что зажжет нашу душу радостью, восторгом и
побудит нас не только созерцать красоту, а осуществлять то, что мы обнаружили в
себе, в Боге через Евангелие.
Далее, чтобы получить какую-то пользу от чтения Евангелия, нужна выдержка и
последовательность. Тот, кто прочтет отрывок и решит: этот отрывок мне ничего
не сказал, он до меня не дошел, стоит ли вообще читать,— никогда не
дойдет ни до какого места, где зазвучат слова из сердца Божия в его собственное
сердце.
Надо быть готовым, как я сказал вначале, к тому, что некоторые места окажутся
нам чуждыми, некоторые заденут нас как-то болезненно и лишь немногие дойдут до
нас глубоко. Но, вчитываясь в Евангелие, вдумываясь в то, что мы слышали, как
бы мы ни отнеслись к этому, мы постепенно вспахиваем свою душу, готовим ее к
новому пониманию. Есть место в Евангелии, где сказано, что когда сеятель