Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

дойдет ни до какого места, где зазвучат слова из сердца Божия в его собственное

сердце.

Надо быть готовым, как я сказал вначале, к тому, что некоторые места окажутся

нам чуждыми, некоторые заденут нас как-то болезненно и лишь немногие дойдут до

нас глубоко. Но, вчитываясь в Евангелие, вдумываясь в то, что мы слышали, как

бы мы ни отнеслись к этому, мы постепенно вспахиваем свою душу, готовим ее к

новому пониманию. Есть место в Евангелии, где сказано, что когда сеятель

бросает семя на землю, то некоторое падает на дорогу, другое— в кусты

придорожные, а некоторое— на каменную почву, и наконец, некоторое—

на добрую почву, способную принести плод (Мк4:3—20). Каждый из нас

является каждый день либо тем, либо другим— либо каменной дорогой, либо

такой почвой, которая может принять Евангелие. И поэтому, если сегодня ничего

не получилось из чтения, если все проходило мимо, если была рассеянность, если

была неспособность глубоко вчитаться,— вчитайся завтра, вчитайся

послезавтра: в какой-то момент вдруг окажется, что семя на самом деле упало, но

упало в такую глубину, которая еще не позволяет тебе заметить, как прорастает

травинка. Лишь спустя какое-то время ты увидишь, что то, что тебе казалось

чуждым, непонятным, вдруг начинает прорастать: зеленеет луг, начинает

подниматься жатва. Это первое.

Второе: надо вникать в смысл Евангелия, то есть удостовериться в том, что,

когда ты его читаешь, ты понимаешь то, что сказано. Если что-то непонятно,

если, например, слова чуждые, устарелые, надо самому задуматься, или посмотреть

в словарь, или кого-то спросить, лишь бы только установить точное значение этих

слов, потому что от того, насколько глубоко ты понимаешь слово, оно до тебя

доходит глубоко или остается поверхностно.

Надо читать Евангелие регулярно. Лучше всего читать его утром, когда мысли

еще не рассеянны. Но начинать читать Евангелие надо не просто, взяв книгу, сев

и ожидая, что ты сразу откроешься ему. Надо стать перед Богом и сказать: