Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Затворник, вчувствоваться в него, надо начать жить согласно ему, но

вместе с тем надо помнить, что Евангелие дано всем и что каждый из нас,

вслушиваясь, вдумываясь, вчитываясь, живя Евангелием, может его понимать с

новой и новой глубиной. Поэтому очень важно, чтобы, где только есть такая

возможность, люди собирались маленькими группами и читали Евангелие вместе и

делились своим опытом.

Я уже сказал, что надо предварительно тот или другой отрывок самому прочесть

и прочувствовать, но вместе с тем необходимо и делиться этим опытом. Делиться

этим опытом не для того, чтобы обогатить свой ум, а потому что, когда ты

делишься тем, что является для тебя самым драгоценным, самым святым, самым

животворящим, ты делаешь дело любви, а все Евангелие с начала до конца говорит о

любви, о том, как нас любит Бог и как мы должны любить друг друга и Его.

Поэтому надо собираться небольшими группами, по четыре—восемь человек, которые

уже читали этот отрывок, помолиться вместе, помолчать, как бы вмолчаться в

собственную тишину или в ту тишину, которую составляет совместное молчание,

молчать достаточно долго, чтобы молчание в нас глубоко проникло, и потом

прочесть этот отрывок— негромко, внимательно, без драматичности, трезво,

зная, что мы никогда не можем слова Христовы произнести так, как Он их

произносил, и поэтому их надо произносить сдержанно, благоговейно. После этого

ждать, чтобы кто-нибудь имел что-то сказать. Надо дать время каждому

отозваться. Тот, кто руководит этим собранием, должен быть готов, если никто

сразу не отзовется, поставить какой-нибудь вопрос. Именно— не давать

ответ на те вопросы, которых он не знает, которые зародились в душах других

людей, а поставить вопрос, который в его душе зародился. Вот, я прочел

этот отрывок, я недоумеваю, как может быть, что Христос заповедует нам любить

наших врагов и при этом говорит, что мы должны быть готовы оставить самых

дорогих людей для того, чтобы последовать за Ним? Много таких мест есть,

которые будут вызывать недоумение. И затем ждать, что, может, кто-нибудь, у