Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он
народу, поучая его (Лк3:2—18).
Дальше я буду говорить о том, что содержится в сердцевине проповеди Иоанна
Крестителя: о покаянии.
Христос назван в Ветхом и в Новом Завете двумя именами: Эммануил, то
есть «с нами Бог», «Бог посреди нас», и Иисус, что значит «Бог спасает».
И Иоанн Креститель ясно указывает, от чего Бог нас спасает и каким путем можно
приобрести это спасение. Бог спасает нас от греха, и путь к этому
спасению— покаяние. Но что же такое грех? Часто мы думаем о грехе как о
нарушении добрых отношений с людьми. Но в грехе есть гораздо больше того, он
опаснее, он страшнее. Вот несколько представлений о том, что такое грех, я их
беру из Ветхого и, главным образом, из Нового Завета.
Грех является нарушением закона, но какого закона?— закона жизни.
Жизнь в настоящем смысле слова возможна только через участие в жизни Самого
Бога, так как Он является единственным не обусловленным, самостоятельным
источником жизни, лучше сказать: Он— самая жизнь. Оторваться от Него
значит вступить в область потускнения, вымирания и, наконец, самой смерти.
Поэтому грех есть беззаконие, но не надо обманываться. Быть послушным закону не
значит быть «законопослушным» в юридическом смысле этого слова, то есть быть
исполнителем правил, остающихся для нас внешними. Чтобы лучше это понять, мы
можем сравнить то, что Ветхий и Новый Завет говорят нам о законе. Ветхозаветный
Закон, данный через Моисея на горе Синайской, состоит из большого числа разных
правил, и люди, которые придерживались этих правил, оставались им верными до
конца в течение всей жизни, всю свою энергию, силу, волю отдавая на послушание
этим правилам, могли считать себя праведниками. Богу нечего было с них
спросить, потому что они выполнили каждую букву, каждое слово, сказанное Им в
Законе. В Новом Завете Христос тоже дает нам заповеди, но отношение к ним иное,
чем к ветхозаветным предписаниям: заповеди Христа учат нас не как поступать,