Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

приобрести это спасение. Бог спасает нас от греха, и путь к этому

спасению— покаяние. Но что же такое грех? Часто мы думаем о грехе как о

нарушении добрых отношений с людьми. Но в грехе есть гораздо больше того, он

опаснее, он страшнее. Вот несколько представлений о том, что такое грех, я их

беру из Ветхого и, главным образом, из Нового Завета.

Грех является нарушением закона, но какого закона?— закона жизни.

Жизнь в настоящем смысле слова возможна только через участие в жизни Самого

Бога, так как Он является единственным не обусловленным, самостоятельным

источником жизни, лучше сказать: Он— самая жизнь. Оторваться от Него

значит вступить в область потускнения, вымирания и, наконец, самой смерти.

Поэтому грех есть беззаконие, но не надо обманываться. Быть послушным закону не

значит быть «законопослушным» в юридическом смысле этого слова, то есть быть

исполнителем правил, остающихся для нас внешними. Чтобы лучше это понять, мы

можем сравнить то, что Ветхий и Новый Завет говорят нам о законе. Ветхозаветный

Закон, данный через Моисея на горе Синайской, состоит из большого числа разных

правил, и люди, которые придерживались этих правил, оставались им верными до

конца в течение всей жизни, всю свою энергию, силу, волю отдавая на послушание

этим правилам, могли считать себя праведниками. Богу нечего было с них

спросить, потому что они выполнили каждую букву, каждое слово, сказанное Им в

Законе. В Новом Завете Христос тоже дает нам заповеди, но отношение к ним иное,

чем к ветхозаветным предписаниям: заповеди Христа учат нас не как поступать,

а какими быть; заповеди Христа— путь. Мы не можем

относиться к ним рабски, повинуясь из страха или в надежде на награду. Путем

заповедей мы вырастаем в общение, в глубокое, все более совершенное единство с

Богом, приобщаемся Его совершенству и святости. Не от исполнения приказов

Божиих, а от сроднения с тем, что апостол Павел называет умом Христовым (1Кор2:16),

сроднения с подходом, с пониманием Божиим, мы можем спасти себя, то есть

приобщиться жизни Божественной. Это значит, что то, что нам представлено в