Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

убийствен. Первый, кто ко мне пришел на исповедь, был убийца. Сердце его было

разбито покаянием, ужасом от того, что он сделал. Да, он потом отбывал срок в

тюрьме, и это время в тюрьме было временем исцеления. Тогда как тысячи и тысячи

людей накапливают множество мелких грехов, не замечая, как эти грехи их гноят,

делают бессильными, безответственными. В этом отношении можно сказать: где бы

ты ни перешел реку, как бы ты ее ни перешел— вброд, вплавь, по мосту, на

лодке, ты оказался на вражьей стороне, ты изменил своему подлинному призванию,

именно изменил себе, потому что ты перестал быть цельным человеком. Вот разные

подходы ко греху.

Я к этому еще вернусь в другом разрезе. Но теперь я хочу перейти к другому

вопросу: к вопросу о том, как же избыть грех, что же делать.

Первое, о чем возвещает Иоанн Креститель, это покаяние. Что же такое

покаяние? На греческом языке это слово означает поворот: поворот души, поворот

жизни. Это момент, когда мы осознаем свое бедственное положение, когда мы

чувствуем отвращение к нему и к себе, когда вдруг рождается в нас, хоть

зачаточно, решимость перестроиться, начать заново и по-новому жить. Вы наверно

слыхали фразу из Нового Завета: вера без дел мертва (Иак2:17).

Плакаться— недостаточно, больше того— бесплодно. Покаяние

заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать

соответственно. И тут я могу вам привести отрывок из поучения святого Тихона

Задонского. Он советует одному молодому священнику говорить людям, что в

Царство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения к

падению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместо

того чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встает и идет дальше; и

сколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идет. Вот о чем мы должны

всегда помнить: что покаяния всецелого, мгновенного не бывает. Да, конечно,

некоторые души, некоторые великаны духа могут вдруг осознать свою греховность и

переменить сразу весь ход своей жизни, но мы большей частью исправляем его