Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

смертность, смерть, как оброцы греха (Рим6:23), то есть возмездие

за грех. Это момент, когда Христос приобщается— не греху нашему, а всем

последствиям этого греха, включая самую смерть, которая, в каком-то отношении,

ничего общего с Ним не имеет, потому что, как говорит святой Максим Исповедник,

не может быть, чтобы человеческое существо, которое пронизано Божеством, было

смертно. И действительно, церковная песнь, которую мы слышим на Страстной

седмице, говорит: О Свет, как Ты потухаешь? О Жизнь вечная, как Ты умираешь?200 Да, Он— вечная жизнь, Он—

свет, и Он потухает нашей темнотой, и Он умирает нашей смертью. Поэтому

Он и говорит Иоанну Крестителю: оставь, не препятствуй Мне погрузиться в эти

воды, нам надо исполнить всю правду— то есть все, что справедливо, все,

что должно быть сделано для спасения мира, должно нами быть сейчас исполнено.

Но почему же тогда Он приходит на воды крещения тридцати лет, а не раньше и

не позже? Тут опять-таки можно задуматься над тем, что это могло значить.

Когда Бог стал человеком в утробе Матери, был совершен односторонний акт

премудрости и любви Божией. Телесность, душевность, человечество рождающегося

Христа были как бы взяты Богом без того, чтобы они могли воспротивиться. На это

дала согласие Божия Матерь: Вот, Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову

Твоему (Лк1:38). Родился Ребенок, который был в полном смысле

человеком, то есть самовластным, с правом выбора между добром и злом, с правом

выбора между Богом и Его противником. И в течение всей жизни— детства,

юношества, более взрослых лет— Он созревал в полной Своей отдаче Богу. По

Своему человечеству, как человек Он принимал на Себя все то, что Бог на Него

возложил через веру Божией Матери, через Ее отдачу Себя и Его. Он

пришел, чтобы и как человек взять на Себя все, что на Себя взял Бог, Сын Божий,

когда на Предвечном Совете Он принял решение сотворить человека и— когда

этот человек падет— понести все последствия Своего первичного акта

творения и того страшного дара свободы, который был дан человеку. В славянском

тексте Ветхого Завета, в пророчестве Исаии (Ис7:15—16), о Христе