Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и
Ангелы служили Ему (Мк1:12—13).
Это опять-таки чрезвычайно сжатое описание события, которое, включая в себя
целых сорок дней, было, конечно, гораздо более богато содержанием. Но мы должны
помнить, что евангелист Марк писал тогда, когда евангельская проповедь очень
широко разлилась, и поэтому он коротко говорит о том, о чем уже говорили многие
до него. В восполнение этого текста я прочту вам из Евангелия от Луки первые
четырнадцать стихов четвертой главы:
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился
от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от
диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И
сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но
всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все
царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть
над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю
ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ:
отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному
служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему:
если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает
о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень
ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус
в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране
(Лк4:1—14).
Я думаю, что нам надо внимательно вдуматься в то, что представляет собой это
искушение, потому что совершившееся со Христом в пустыне совершается временами
с каждым из нас. Конечно, не в такой обстановке, не с такой выпуклостью, не так