Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

святость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинного

богослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной от

реальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, что

личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность

суждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когда

авторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывали

сомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонма

новомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года даже

сделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам факт

канонизации того или иного новомученика не означает непременного возведения

всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.

Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.

Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания

являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их

учение мы ориентируемся, с ним сверяем свои взгляды и суждения. Однако в святоотеческих

писаниях следует отличать то, что говорилось их авторами от лица Церкви и что

выражает общецерковное учение, от частных богословских мнений (так называемых

теологуменов). Частные мнения не должны отсекаться для создания некоей

упрощенной «суммы богословия», для выведения некоего «общего знаменателя»

православного догматического учения. В то же время частное мнение, авторитет

которого основывается на имени человека, признанного Церковью в качестве Отца и

учителя, не освящено соборной рецепцией церковного разума, а потому не может

быть поставлено на один уровень с мнениями, такую рецепцию прошедшими. Частное

мнение, коль скоро оно было выражено Отцом Церкви и не осуждено соборно, входит

в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для

православных верующих.

Что же касается критерия древности, то он должен быть оспорен3. Для православного христианина Отцом

Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во